Печать

История аэроклуба

 

История развития

С момента зарождения авиационной деятельности в ТО прошло более ста лет. За этот век авиаспорт пережил периоды устойчивого развития, побед, рекордов и достижений; а также периоды ликвидаций материальной базы и полного прекращения деятельности. Трижды, в 1914 (аэрокружок), 1942(АСК) и 1962(АСК) годах по различным причинам аэроклуб прекращал свое существование.

История развития авиации в ТО берет начало в 1910 году. В то время при Томском технологическом институте был создан аэродинамический кружок под руководством профессора Б.П. Вейнберга. В 1911 году, при поддержке главного архитектора города А.М. Лангера и известного купца и мецената Кухтерина, у кружковцев появляется первый самолёт французской модели «Блерио 11-бис». Кружковцы летали, сами создавали свои самолёты и планера. С началом Первой мировой войны многие из них ушли на фронт, став лётчиками и механиками.

В 1923 году, после потрясений революции и гражданской войны, ученики «отца русской авиации» Н.Е. Жуковского, бывшие военные лётчики А.В. Квасников и             Г.В. Трапезников, воссоздают аэрокружок, который становится межвузовским. Целью работы аэрокружка было теоретическое и практическое изучение воздухоплавания, популяризации идей воздухоплавания, прежде всего среди томского студенчества. Планировалось проведение научных и популярных лекций и докладов, выставок, организация работы аэродинамической лаборатории, постройка планеров и самолётов и полёты на них.

Очевидно, что не будет большой натяжкой утверждение, что в 1920-е и 1930-е годы авиация была таким же символом научного и технического прогресса, каким во второй половине XX века стала космонавтика и электроника, а в наше время добавились информатика и нано- и биотехнологии. Развитие авиационной техники было важно для государства в военном, технологическом, промышленном и научном отношении. Значительно облегчила авиация освоение необъятных просторов нашей страны. Созданная в короткий срок авиационная промышленность обеспечила расширяющуюся сеть аэроклубов учебными самолётами, планерами, необходимым оборудованием.

С 1927 года аэроклубы включают в состав Осоавиахима, они становятся фактически резервом Военно-Воздушного Флота Рабоче-крестьянской Красной Армии. Тысячи молодых людей стремились в авиацию, чтобы пережить не изведанные чувства, овладеть новой техникой. 1930-е годы отмечены каскадом авиационных рекордов и выдающихся полётов, совершённых советскими лётчиками. Имена М. Громова,                 В. Чкалова, К. Коккинаки и других пилотов, ставших легендой своей страны, служили ярким примером для подражания, подрастающему поколению.

С началом Великой Отечественной войны большинство инструкторов и техников Томского аэроклуба ушли на фронт. Многие отличились на полях сражений, девять выпускников аэроклуба удостоены  звания Героя Советского Союза.

 Зайкин Сергей Яковлевич работал авиатехником в Томском аэроклубе. См.: ЦАМО РФ. Архивная справка № 5/28076 от 7 марта 2007 г.; И.С. Черных, А.П. Калашников, В.И. Куликов, С.Г. Янковский  .- курсанты Томского АСК  См.: Ф. 608. Оп. 39. Д. 190. Л. 7, 10. Подлинник. Машинопись.

 

На место ушедших на фронт инструкторов пришли девушки-спортсменки, окончившие аэроклуб ранее. А в 1942 году, в связи с процессом преобразования аэроклубов в лётные школы первоначального обучения, Томский аэроклуб был расформирован, его личный состав и материальная часть были переданы в аэроклубы Новосибирска и Кемерово.

            9 мая 1950 года, в 5-летний юбилей Победы над фашизмом, решением Томского облисполкома в районе Иркутского тракта была отведена земля под аэродром. В короткий срок были приведены в порядок необходимые для занятий помещения. Большую роль в становлении аэроклуба и его деятельности в 1950-е годы сыграли фронтовики, среди которых, прежде всего, необходимо отметить Героев Советского Союза В.И. Куликова и С.Г. Янковского. Томский аэроклуб неоднократно отмечался в приказах ЦК ДОСААФ за хорошие результаты в подготовке авиационных специалистов и за безаварийную работу. С развитием в послевоенные годы Воздушно-десантных войск возросла роль подготовки парашютистов.

Проблема пришла с неожиданной стороны. Аэродром на Иркутском тракте оказался в городской черте и постройки буквально «наступали» на лётное поле. В 1962 году аэродром был закрыт. Материальная часть аэроклуба передана в Липецк, на центральную базу ДОСААФ. Неоднократные просьбы о выделении средств на строительство нового аэродрома были оставлены без внимания. В стране шло масштабное, «хрущевское» сокращение Вооружённых сил и расформирование Томского аэроклуба вписывалось в этот процесс. Авиация становилась профессией, рядовой и будничной, лётчики – «воздушными извозчиками», а обучать лишние контингенты просто ради знакомства с небом многим уже в то время казалось излишней тратой времени и сил.

С этим решением не согласились тысячи томичей – энтузиастов авиации. Тех, кто занимался в аэрокружке в 1920-е и в аэроклубе в 1930-е и 1950-е годы. Кто воевал в авиации в Великую Отечественную войну. В октябре 1963 года более 300 спортсменов по авиационным видам спорта создают самодеятельный авиа-спортклуб «Мечта». Во главе его стал В.И. Шамов – человек неукротимой энергии, больших организаторских способностей, бесконечно влюбленный в небо.

Было решено своими силами строить новый аэродром. В короткий срок проделана огромная работа: согласования, землеотвод, инженерные и гидротехнические изыскания, налажен ремонт старой, зачастую списанной автомобильной и тракторной техники. Каждый спортсмен должен был отработать на строительстве аэродрома не менее 50 часов. В движение по возрождению аэроклуба активно включилось томское студенчество, рабочая молодежь. Инициатива была поддержана томской организацией ВЛКСМ, строительство аэродрома было объявлено ударной комсомольской стройкой. На работу выходило до 600 человек.

По инициативе В.И. Шамова и секретаря городского комитета комсомола           А.А. Липской при самодеятельном аэроклубе был создан спортивно-трудовой лагерь «Республика бодрых». Сотни подростков, значительная часть из которых относилась к категории трудновоспитуемых, участвовали в строительстве аэродрома, а наградой за хорошую работу была возможность прыгнуть с парашютом, полетать, а в дальнейшем и научиться пилотировать самолёт. Главное, вместо дурного влияния улицы ребята приобщались к большому, интересному общему делу.

Одновременно в учебных центрах г.Кемерово и г.Новосибирска готовились кадры инструкторов лётного и парашютного дела.

В августе 1965 года в Томске был открыт Авиационно-спортивный клуб ДОСААФ, произведена аттестация инструкторов. Получена авиационная техника: самолёты Як-18, Як-12, Ан-2, планеры А-13, А-14, «Бланик» и др. С 1966 года аэроклуб приступил к подготовке спортсменов – лётчиков, планеристов, парашютистов.

27 января 1968 года совершая парашютный прыжок, трагически погиб Валерий Шамов. Но его друзья и воспитанники продолжили начатое им дело.

За период с 1966 по 2000 год Томским аэроклубом было подготовлено 300 лётчиков-спортсменов и более 3000 спортсменов-парашютистов. Из них 14 лётчиков и более 100 парашютистов стали мастерами спорта. В рамках целевой подготовки для Военно-воздушных сил в аэроклубе прошли практику 350 курсантов-лётчиков. Для Воздушно-десантных войск было подготовлено 15 600 призывников. Более 30 тысяч жителей Томска совершили парашютные прыжки. Сборные команды Томской области по самолётному и парашютному спорту ежегодно принимали участие во Всесоюзных, республиканских и зональных соревнованиях.

В 1980-х годах Авиационно-спортивный клуб получил новые самолёты: учебно-пилотажные Як-52 и спортивно-пилотажные Як-50. Спортсмены парашютисты получили маневренные парашюты «Летающее крыло». Росло мастерство томских спортсменов: лётчики А. Досковский, А. Игнатишин, Г. Мамонов, Р. Файзулин, парашютисты                Г. Иванникова, Н. Никаноров, Т. Полякова, И. Шубин, В. Сорока, О. Рожков, Е. Щепкова, Т. Романовская  выполнили нормативы мастера спорта.

Каскадами фигур высшего пилотажа и парашютными прыжками радовали жителей города лётчики и парашютисты в праздники: День Победы, День авиации, День города и т. д.

В 1990-е годы Томский аэроклуб продолжал свою деятельность, переживая все трудности перехода к рыночным отношениям. А трудности были немалые. Достаточно сказать, что в 1994–1999 годах из федерального бюджета выделялось лишь 2 % от объема необходимого финансирования. Это означало, что большую часть времени самолёты стояли на земле из-за отсутствия горючего, не проводился необходимый текущий ремонт, не обновлялась авиационная техника. Стали уходить специалисты не столько из-за малой оплаты труда, сколько из-за невозможности заниматься любимым делом.

В Томском аэроклубе ежегодно готовились десятки лётчиков и планеристов, сотни парашютистов, тысячи детей и подростков занимались авиамодельным спортом и проходили программы ознакомительных полетов, прыжков с парашютом.

            В 2005 году  Томский аэроклуб РОСТО (ДОСААФ) в числе девяти авиационных организаций в России возобновил подготовку курсантов-летчиков для поступления в летное военное училище по заказу Министерства обороны за счет собственных средств. Начал выполнять полеты по международной экологической программе, заниматься лесопатрульной деятельностью в интересах народного хозяйства. На базе аэроклуба ежегодно проходят парашютную подготовку курсанты военно-патриотических клубов области, спец. группы ФСБ, парашютисты-пожарные.

            В  2009г. благодаря инициативе авиационной общественности, при содействии депутатов партии «Единая РОССИЯ», в областную целевую программу по патриотическому воспитанию граждан ТО были включены мероприятия авиационной направленности. Работа, проведенная администрацией ТО совместно с Томским Аэроклубом в 2009 -2010 г.г. в рамках областной целевой программы по патриотическому воспитанию молодежи ТО, не только позволила обеспечить массовое привлечения граждан ТО  к занятиям спортом авиационной направленности. Но и обеспечила создание условий, позволивших провести силами и ресурсами Томского Аэроклуба, капитальный ремонт двух единиц авиационной техники (спортивный самолет Як-52 – 1,5 млн. руб.; самолет Ан-2 – 2 млн. руб.), а также   осуществить закупку новых парашютов.